Окончила историко-теоретический факультет Московской консерватории имени П.И. Чайковского (2000-2005 г.г.) и аспирантуру Московской консерватории (2005-2008 г.г.).
С 2005 г. сотрудник Московской консерватории, а с 2008 г. заместитель начальника отдела по информационной политике и рекламе Московской консерватории.
В 2012 г. защитила диссертацию на тему «Творчество Б.А. Циммермана: музыка и слово» (науч. руководитель — доц. Насонов Р. А.).
Донцева Н. В. является автором ряда публикаций, посвященных творчеству Б.А. Циммермана и проблемам современной музыки в целом.
Помимо научных исследований в центре внимания Донцевой Н.В. всегда была педагогическая деятельность, включающая преподавание основных теоретических дисциплин: сольфеджио, теория, гармония. Более 10 лет Донцевой Н.В. успешно практикуется нетрадиционный метод развития музыкального слуха, благодаря которому уровень учащихся, по завершении курса обучения, соответствует требованиям, предъявляемым к поступлению в престижные музыкальные Вузы столицы (Московская консерватория, РАМ имени Гнесиных) и за рубежом (Германия, Австрия, США).
Новый подход проявляется уже в процессе формирования группы для занятий сольфеджио, который осуществляется путем дифференцированного отбора учащихся в группы по типу их одаренности: «абсолютник» и «неабсолютник». В этой связи обучение проводится по совершенно разным программам с учетом специфики развития абсолютного или неабсолютного слуха. Стоит особо подчеркнуть, что каждое занятие (индивидуальное либо групповое) всегда ведется автором с учетом определенной «слуховой» проблемы, решению которой посвящены специально разработанные упражнения, диктанты, тестовые задания. Учитывается также и исполнительская специализация учащегося, в соответствии с которой, разработаны особые системы по развитию слуха у пианистов, струнников, вокалистов, дирижеров и др.
Методика предполагает максимальное развитие музыкального слуха учащегося сразу в нескольких направлениях: интервального, гармонического и «цифрового» слышания.
Авторский курс включает в себя:
- Комплекс базовых упражнений – так называемых «ключей» к пониманию и слышанию (определению на слух) любой музыкальной структуры: от простейших интервалов, трезвучий, септаккордов до всевозможных вариантов усложнений этих структур;
- Комплекс слуховых техник, предполагающих определенный алгоритм действий голоса (пение), по выполнению которого достигается результат (запись аккордовых мажоро-минорных диктантов с 2-х проигрываний, определение «сложных» тоник с побочными тонами, умение расслаивать многоголосную фактуру на составляющие ее звуковысотные линии, одновременное слышание сразу 2 голосов в 2-хголосном диктанте и др.);
- Технику записи одноголосного и многоголосного диктанта в традиционной нотации и диктанта в нетрадиционной нотации, записанного графически либо цифровым способом;
- Технику развития музыкальной памяти (запоминание аккордовых последовательностей, запись диктанта на память);
- Технику развития музыкального ритма;
- Пение с листа музыки в тональной и атональной системах;
- Тестовый самоанализ