Введение
В данной статье я хочу поделиться своими мыслями и наблюдениями, которые накопила за более чем 20 лет практики обучения игре на фортепиано.
Так что же такое звук? Некоторые священные писания начинаются фразой о том, что в начале было «слово». Думаю, здесь имеется в виду, не само понятие «слова», а говорится о некой первичной вибрации.
В 20-21 веках учеными доказано, что звук является формо- и материеобразующей субстанцией. В частности, об этом говорят опыты японского ученого Масару Эмото. Он ставил эксперименты с водой. Суть этих исследований заключалась в том, чтобы определить способна ли вода запоминать и передавать информацию. В частности, Эмото включал различную музыку рядом с водой, после чего замораживал капли воды и смотрел что из них получалось. Это были кристаллы различной формы. Например, во время прослушивания музыки Моцарта или Баха, получались всегда красивые снежинки правильной формы. Когда вода «слушала» какую-то тяжелую музыку, как heavy metal, получалась бесформенная клякса. В результате таких опытов, стало понятно, что вода способна реагировать на очень широкий спектр электромагнитных колебаний – "вибраций". Ни для кого не секрет, что вода составляет 70-80 процентов массы человеческого тела. Соответственно, общее состояние человека зависит от того, что он слышит. Это может быть либо ощущение гармонии, баланса, радости, либо хаотичное состояние и так далее.
Также о формообразующей и материеобразующей характеристике звука говорят опыты с песком. Его насыпают на железную пластинку, рядом включается звук той или иной частоты. Чем выше вибрация, тем более сложные структуры начинают образовываться. С одной стороны, песок как бы сам собирается в эти структуры, однако на самом деле, им руководит звук.
Стоит осознавать, что когда человек получает право извлекать звук и выступать на сцене, он должен выражать и делиться не только собственными мыслями, чувствами, эмоциями, но и иметь представление о том, какое воздействие он оказывает на тех, кто сидит в зале, потому что по мнению современных ученых и психологов наше подсознание вполне свободно может "включить" так называемую фильтрацию от слов. Человек совершенно свободно может что-то воспринимать легко, а от чего-то склонен и вовсе отказаться. Выстроить вокруг себя стену – диссоциироваться от происходящего. Однако звук – это не слово, которое можно как бы отбросить. Он проникает сразу в подсознание и начинает взаимодействовать там вместе с мировоззрением того, кто этот звук извлек. Отсюда можно сделать вывод, что занятие музыкой — это глубокая духовная практика. Поэтому тот, кто берется за это, должен об этом знать.
Всё есть звук
В тот момент, когда человек слышит звук, в его теле появляется чувство некой вибрации. Иными словами, оно резонирует. За это ощущение отвечает самый древний отдел мозга — рептильный мозг. Самая глубинная часть подсознания, которая позволяет проникнуть в глубь самого себя.
Есть древнее изречение: «откуда мы говорим, туда мы и попадаем». Если человек говорит от ума, то обращается к интеллекту слушающего. Если же человек говорит от души, от сердца, то неминуемо затрагивает в другом аналогичную часть. Но когда человек чувствует звук своего голоса или звук инструмента, на котором играет всем телом, то воздействие на публику происходит сразу на всех уровнях. Именно, когда музыкант на сцене во время исполнения программы пропускает через свое тело звук, аналогичные ощущения испытывает публика, сидящая в зале.
Так что же такое "акустика в теле"? Это ощущение резонанса звука, который как бы гуляет внутри собственного тела, расширяя границы его восприятия. Это ощущение хорошо знакомо певцам, так как их тело и является их инструментом. А вот инструменталистам это нужно объяснять. Как только музыкант начинает обращаеть внимание на то, как звук его голоса вызывает ощущение резонанса внутри самого себя, он обретает способность точно также пропускать звук инструмента, на котором играет, через себя. Проводить звук инструмента по тем же «дорожкам» внутри собственного тела, по которым только что путешествовал звук его голоса. И тут происходит Чудо. Звук инструмента под теми же руками меняет свои качества. Он становится более объемным, летящим и свободным. За счет такого взаимодействия со звуком снимается большое количество как психологических, так и физических зажимов с тела, что позволяет музыканту общаться с публикой на гораздо более глубоком уровне.
Я приведу упражнение, которое поможет лучше понять собственную природу резонирования, улучшить ощущение самого звука в теле и сильнее прочувствовать свое слияние с инструментом.
УПРАЖНЕНИЕ «ГУДЕЛКА»
Необходимо сесть с прямой спиной и представить, что ваш скелет — это как-будто вешалка. Мышцы — это одежда, которая свободно висит на этой вешалке. Главное – это чувствовать себя свободно, расслабиться. Закрыть глаза, чтобы почувствовать происходящее внутри себя. Поставить кончик языка в угол между небом и зубами и прижать его достаточно сильно к этому месту. После этого надо погудеть или помычать.
В этот момент надо обратить внимание на ощущения резонанса от звука в суставах, плечах, локтях, запястье, коленках, лодыжках и так далее. Постепенно перемещать внимание от одной части тела к другой. Может быть потом можно будет почувствовать, что происходит в позвоночнике.
Если не получается сосредоточиться на ощущениях просто в сидячем положении, то можно помочь себе, положив руку на грудную клетку.
Кроме того, обращаем внимание на ощущения в костях, так как там тоже присутствуют маленькие полости, способные резонировать . Можно вспомнить, что когда мы берем пустой бокал и легонько ударяем по нему-мы слышим красивое звучание, а как только обнимаем бокал ладонями-звук прекращается. По такому же принципу работают наши руки. Когда мышцы свободны, они не «обнимают» кость и дают появиться этому ощущению вибрации внутри себя.
Если это упражнение делать регулярно, по несколько минут перед занятиями, можно научить тело как бы растворяться в звуке рефлекторно. Пианист начнет чувствовать, что тело будто «распадается» на атомы. Данное ощущение можно сравнить с тем моментом, когда человек перестает понимать, где находится источник звука, и кажется, что он просто есть сам по себе, а человек просто при этом присутствует. Это именно тот момент, когда музыка как бы случается сама. А ведь музыка — это явление природы. В ней все звучит. Поэтому необходимо искать природное состояние для того, чтобы музыка случалась сама.
Опора и артикуляция
Помимо общего гармоничного состояния и понимания ощущения собственной акустики, музыканту необходимы определенные технические навыки. В частности, затруднение может вызывать так называемое отсутствие опоры при игре и недостаточная сила пальцев.
Всем известно изречение Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». Нашей замечательной планете мы пожелаем долгих лет жизни в нынешнем «неперевернутом» состоянии), а вот о точках опоры за инструментом поговорим подробнее.Ведь от того, как пианист сидит за роялем зависит не только комфорт выступающего, но и качество звука.
Первая точка внимания. Можно вспомнить выступления В. Горовица и А. Рубинштейна, когда они уже были известными пианистами. В частности, если присмотреться к записи концерта Горовица в Москве, можно обратить внимание на мощную опору пианиста на тазовую область.
Дело в том, что наш позвоночник заканчивается копчиком, который «смотрит» внутрь тела. Можно представить, что мы разворачиваем его наружу- как хвост у павлина, и в такой позиции садимся за инструмент. Благодаря такому положению тела спина получает опору на таз и плечи естественным образом опускаются и расслабляются.
Вторая точка внимания. Она находится за лопаткой. Для того, чтобы ее ощутить, предлагаю упражнение "Пугало". Сидя или стоя, прямые руки поднимаем по сторонам. Так, чтобы они располагались параллельно полу. Затем сгибаем их в локтях- как бы подвешиваем на плечи, и немного поворачиваем локти вперед. В этот момент начинает обращать на себя внимание точка за лопаткой, которая нам и нужна. Затем мы опускаем руки и представляем, что вся рука висит на этой точке за лопаткой, как на крючке. И далее в момент игры за инструментом действуем уже всей рукой из под лопатки.
И третья точка внимания – это та косточка, на которую мы опираемся рукой при прикосновении к клавишам – пястно-фаланговый сустав пальца.
Можно представить, вся рука целиком – это подвесной мост между вершинами двух гор. Первая вершина – точка под лопаткой, а вторая – пястно-фаланговый сустав пальца. Теперь гораздо проще становится "вздохнуть" из-под лопатки и положить вес в клавишу.
Очень важной частью в посадке пианиста является расстояние от музыканта до клавиатуры. Самым удобным будет расстояние вытянутой и согнутой в запястье руки до крышки рояля. Посадку на стуле предлагаю выверить следующим образом – линия начала ног должна совпадать с линией края стула. В этом положении можно сделать несколько наклонов прямым корпусом вперед –к клавиатуре и обратно, чтобы понаблюдать за ощущениями в мышце от локтя до плеча (трицепсе).При наклоне вперед рука тяжелеет и расслабляется. И достаточно из этого положения поставить руку на клавиатуру для извлечения полного свободного звука.
Следующее упражнение "КАТОК". Сидя за роялем внешней частью первой фаланги берем ноту ближе к концу клавиши и далее ведем руку, будто каток или валик, который стремится к инструменту вплоть до прикосновения запястья к крышке. Все пальцы находятся в одной позиции. Каждую ноту воспроизводим отдельно. В этот момент ощущается растяжение мышц вдоль руки до низа спины. Необходимо найти движение руки, которое будет удобным. Локоть должен быть немного согнут, также стоит самостоятельно регулировать степень его подъема. Свободной рукой лучше опереться на крышку инструмента. Одновременно с растяжением мышц, представляем, как звук, который мы извлекаем ,также проникает внутрь тела и двигается вместе с растяжением мышцы. Упражнение сильно влияет на качество звука и на максимально комфортное ощущение за инструментом.
Как добиться чистого звука, наполненного обертонами? Здесь пригодится навык так называемого изрояльного прикосновения. Ощущение отскока молоточка от струны внутри руки. Стоит отметить, что при данном приеме руку физически поднимать не надо – это исключительно внутреннее ощущение.
Как раз в момент звукоизвлечения палец должен быть максимально близко к клавише, а места между пястно-фаланговыми суставами на кисти руки должны быть абсолютно свободными. В частности, когда требуется сыграть легато, человек подсознательно старается соединить эти косточки на руке по горизонтали, что зажимает руку и звук. Но если соединять ноты через запястье – интонация будет гораздо богаче, и звук будет лучше. Необходимо помнить, интонация живет в движении запястья. Она может быть разной. При изрояльном прикосновении звук становится как бы лучом, который очень точно выскакивает из той самой косточки на руке.
Важно помнить, что саму по себе руку можно разделить на две части: слабые пальцы — четвертый и пятый, сильные пальцы – первый, второй, третий. Для того, чтобы выстроить гармоничный звуковой баланс, необходимо сделать четвертый и пятый палец сильными. Добиться этого можно, поставив пальцы практически вертикально. И в таком случае первый, второй и третий пальцы примут удобное положение, то есть будут висеть свободно и станут очень легкими.
Можно представить, что четвертый и пятый пальцы – это вешалка, на которой висят шарфики – первый, второй и третий пальцы. Ставим так руку и чувствуем опору на косточку четвертого и пятого пальцев, в то время первый, второй и третий пальцы свободные.
Примечательно, что если мыслить (играть) от третьей фаланги первого пальца (которая находится внутри ладони), он будет более свободным.
Структуру позиции руки пианиста держит соединение первого и второго пальца. Ладонная косточка второго пальца должна быть всегда видна. Такое соединение обоих пальцев напоминает разомкнутое кольцо или подкову. Рука музыканта по своей структуре напоминает купол или парашют. Стропила — это косточки, между которыми находится свободно натянутая ткань. Именно на них и надо опираться при игре. Мышцы же всегда стараться освобождать. Однако не стоит слишком расслабляться, иначе пальцы могут стать как вареные макароны.
Чтобы хорошо укрепить аппарат, стоит сделать упражнение "Встать на пальцы". Сидя за инструментом берем ноту одним пальцем, чувствуем опору на ладонную косточку и первую фалангу. Вторая фаланга может быть в прогибе, но опора всегда должна чувствоваться. Дальше производим подъем всего тела с опорой на кость. Стоит отметить, что при этом вся опора должна быть на пальце, ноги ни в коем случае не должны помогать. Встать полностью не получится, но хорошо почувствовать опору можно. В самом начале можно поставить все пять пальцев сразу. Выполнять упражнение будет проще. Главное здесь — это почувствовать само намерение встать. Так можно "провставать" сложные технически места в разучиваемом произведении. Играть ноты стоит отдельно друг от друга, не забывая дышать. Это достаточно серьезное силовое упражнение. В результате будет легче играть. ВАЖНО! Так проучивать одной рукой можно 2-3 такта, затем руку надо менять, чтобы не перенапрячь.
Также для укрепления пальцев и наработки артикуляции подходит упражнение под названием "Опора и протрясывание". Его можно делать, используя ту аппликатуру, которой пианист играет обычно. Оно основано на таком движении: берем клавишу, делаем наклон, чувствуем опору, отклоняемся обратно, далее в наклоне делаем мелкие протрясывающие движения на каждую ноту, доходя до следующей опоры и отклоняемся назад.
В момент самого наклона верхняя часть руки от плеча до локтя освобождается и чувствуется максимальная возможность опоры на инструмент. Если делать это упражнение без наклона и неподвижно, то в момент мелкого протрясывающего движения, мышцы могут зажаться. Но если идти в наклон в момент протрясывания, то рука освобождается, и зажим не возникает. Данный навык необходимо превратить в рефлекс.
При медленном выполнении упражнения, рука учится быть в комфорте. Во время быстрого исполнения в темпе, эти ощущения уходят внутрь. Зритель их не видит, а рука не зажимается. Свободная рука дает беглость и артикуляцию.
Тоже самое можно делать не только всеми пальцами, но и отдельно первым или третьим. При выполнении самого протрясывания не стоит бояться попасть мимо правильной ноты. Главное – это наработать ощущение вибрации внутри руки. В самом начале амплитуду мелких движений стоит увеличить и играть медленно. Как только рука привыкнет, темп можно увеличивать.
Стоит отметить, что вариант данного упражнения для первого пальца делается изрояльно. Поскольку сам по себе палец тяжелый, необходимо тренировать такое легкое прикосновение.
Для успешной игры пианисту очень нужна цепкая подушка пальца и крепкая первая фаланга. Есть упражнение для наработки этого навыка. Необходимо поставить прямой палец горизонтально на клавишу и зажать вторую фалангу либо сверху, либо с двух сторон. Далее стараться поставить палец под углом 90 градусов и слегка покачать руку, как маятник, чтобы не зажать мышцы. Так можно пройти всю пьесу целиком. Это упражнение непростое. Однако пианисту крепкие пальцы необходимы, чтобы опираясь на них, можно было расслабить мышцы.
"Стаккато с освобождением руки". Свободной рукой дается очень сильный импульс из косточки. После взятия необходимо почувствовать как идет вибрация и дальнейшее расслабление. Внутри руки можно почувствовать вибрацию, а снаружи необходимо услышать обертона звука. Таким образом нарабатывается рефлекс давать атаку на свободной руке.
Еще один очень полезный прием стаккато — смахивание. Рука висит свободно, как кисть винограда. Далее делается смахивающее движение с клавиатуры, негромко. Кисть высоко поднимать не надо, будто смахиваем что-то с конца клавиши.
Баланс звука между руками и внутри аккордов и интервалов
Самая выгодная позиция первого пальца левой руки при взятии аккордов и интервалов – это поставить его на уголок на ноготь с внешней стороны. Данное решение будет самым выгодным при взятии аккордов и интервалов. Таким образом вес руки переносится на первый палец и дается четкий импульс именно в такой позиции. Проблема баланса звука будет решена естественным образом, поскольку низкие звуки будут легче за счет положения руки. Представим, как берем яйцо и прокалываем его иголкой. Аналогичное ощущение можно применить при взятии звука. Он как бы прокалывает. Это называется "эффектом оркестрового взятия".
Чтобы легче было соблюдать баланс звука между руками, можно представить 2 чаши весов. При этом правая чаша(рука) тяжелая, а левая — подвешенная. При таком мыслеобразе баланс между руками простраивается очень легко.
Рука на рояле может двигаться в трех измерениях: вниз-вверх, вправо-влево, вперед-назад. Все эти движения в итоге вписываются в шар или полусферу. Это движение круга начинается с ощущения дыхания за роялем. С чего начинается и заканчивается наша жизнь? С дыхания. За роялем мы тоже должны дышать.
Дыхание у пианиста живет в запястье. Когда запястье опускается вниз, это вдох. Локоть вниз, в сторону, наверх – это выдох. Такое движение дыхания потом переходит в лигу. Соединение дух нот — вдох и выдох. Потом можно соединить три, четыре или сколько угодно нот. Когда в нотах есть длинная лига, то в ее начале делается вдох, в конце — выдох. Нужно рассчитать это движение, и затем, естественно, не забыть вздохнуть перед следующей лигой. За счет дыхания возникает комфорт, естественным образом простраивается динамика и форма.
Чтобы лучше услышать партию левой руки поможет упражнение "Перекрест". В случае затруднения разучивания произведения необходимо поставить руки крест-накрест и в медленном темпе проигрывать пьесу.Каждая рука играет свою партию, просто они меняются регистрами. Левая рука всегда должна быть сверху. Также необходимо следить за верхней частью спины-зоной между лопатками. Она растягивается и затем освобождается. По началу музыканту будет очень сложно выполнять данное упражнение, однако в дальнейшем у него начнут образовываться новые нейронные связи, которые помогут не только выучить партии быстрее, но и значительно улучшить качество. Быстрый прием с быстрым результатом.
Чтобы понять, насколько звук богат обертонами, можно выполнить интересное упражнение "Йога за роялем". Стоя на расстоянии вытянутой руки за инструментом необходимо наклониться, чтобы тело было параллельно полу, взять ноту, почувствовать опору на косточку, а затем повиснуть таким образом, чтобы весь вес держался на пальце. Упражнение необходимо выполнять поочередно на каждый палец. Здесь происходит более сильное включение чувства растяжения мышц верхней части руки. Стоит отметить, что количество мышц, подключенных к прикосновению при взятии ноты, напрямую влияет на наличие обертонов в звуке.
Расслабление мышц, снятие стресса
Перед выступлением музыкант должен чувствовать себя комфортно не только технически, но и психологически. Поэтому момент снятия стресса перед выходом на сцену очень важен. Далеко не всегда атмосфера в зале будет "домашней". Для достижения психологического комфорта действительно надо работать.
В конце 80-х годов советский и российский ученый-психофизиолог, врач-психиатр, психотерапевт Хасай Алиев изобрел эффективный комплекс упражнений для саморегуляции. Этот цикл называется метод "Ключ". Он заключается в очень быстрой диагностике стресса и 5-минутном снятии его.
В положении стоя, подвесить руки, будто они лежат на подлокотниках кресла. Закрыть глаза. Представить на внутренней стороне запястья рук два магнита. Ровно в удобном темпе представлять, как они притягивают друг друга и соединяются. Возникает эффект, когда от погружения в свои мысли, у человека руки соединяются сами по себе — он их перестает контролировать.
Когда человек находится в стрессе, он подсознательно начинает поднимать плечи и прятать голову. Причем, это может быть незаметно внешне — могут работать внутренние мышцы. Однако этого достаточно, чтобы пережались сосуды шейно-воротниковой зоны. Когда это происходит, мозг перестает получать достаточное количество кислорода. В результате тело отказывается выполнять команды головы.
Это упражнение доказывает, что мысль первична. И дабы осуществить задуманное, необходимо находиться в гармоничном состоянии.
Для быстрого расслабления и снятия стресса я успешно применяю следующие упражнения Хасая Алиева в своей практике:
1) В положении стоя закрыть глаза и покачивать себя из стороны в сторону,помогая движениями рук в течение минуты. Это упражнение опирается на подсознательные воспоминания о внутриутробном периоде, когда мы покачивались в животе у мамы.
2) В положении стоя руки свободно расставить и делать махи руками, обнимая и похлопывая себя по спине. Обращаем внимание, что чувствуем в груди и в спине. Осторожно – иногда можно порвать одежду сзади.
3) Упражнение «Лыжник» для работы с шейно-воротниковой зоной. В положении стоя кидаем руки вниз. В этот момент пятки поднимаются вверх, голова идет назад. Руки летают сами.
Благодаря этим упражнениям руки освобождаются даже у тех, у кого были болезни связанные с работой рук.
Страх публичных выступлений один из самых распространенных в мире. Однако данные упражнения помогут быстро снять зажатость, оставив после себя лишь приятное волнение перед выходом на сцену.
Заключение
В последние годы, когда я играю концерты, я беседую с публикой перед концертом. Я предлагаю людям почувствовать звук внутри тела, а также прошу дать обратную связь после выступления. Люди рассказывают очень интересные вещи о том, как поменялось их состояние. Многие говорили, что какая-то боль, которая была до концерта, прошла. Я не знаю насколько велика возможность исцелять звуком, но сейчас получает большое развитие направление звукотерапии. Точно можно сказать одно: звук — это универсальный язык, который помогает не только общаться, но и положительно влиять на людей. Поэтому пианисту следует заботиться не только о постановке руки, техническом совершенстве, но и о своем состоянии. Важно осознавать что ты хочешь сказать, чем поделиться со слушателем, а также в каком состоянии выходишь на сцену.
©️ Вера Каменева, июнь 2023
Копирование и распространение данного текста возможно только с письменного разрешения правообладателя.